Роль семьи в воспитании ребенка с речевым нарушением неоценима. Многие родители просто не знают, каким образом работать с
ребенком, именно работать, так как это великий каждодневный труд. Если ребенка жестко побуждают к речевой коммуникации, он может
занять позицию, противоположную говорению (протестная реакция отказа от речи). И, наоборот, удовлетворение потребностей прежде, чем
желания ребенка будут выражены, также способствует потере мотивации к речи. Ибо употребление речи как таковой обесценивается,
ребенок постоянно чувствует, что ему лучше промолчать,чем заговорить. К ребенку должен быть грамотный подход и обязательная помощь
логопеда.
Всегда лучше предупредить задержку речевого развития: приемы стимуляции лепета.
– Создавайте моменты абсолютной тишины, находитесь в поле зрения малыша, учите ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавляйте новые, близкие по звучанию звуки и слоги. Имитируйте лепет младенца.
– Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания
– Ма-ма-ма-ма, мамочка! Па-па-па-па, папочка! Ба-ба-ба-ба, бабушка! Му-му-му-му, мурочка! Ки-ки-ки-ки, кисонька!
Под ритмичную музыку обучайте манипулятивно-предметным действиям, например: постучать погремушкой, похлопать в ладоши.
Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Должно быть четкое соблюдение режима дня. Спокойная обстановка в семье.
Для заикающихся детей:
- Ограничить эмоции ребенка как положительные
так и отрицательные.
- Исключить телевизор и компьютер.
- Прогулки, стихотворения.
- Режим дня, сон.
- Любое эмоциональное возбуждение приводит к судорогам.
- Рекомендуется с ребенком петь.
- Не перегружать в физическом смысле.
- Четко дозировать материал.
- Говорить спокойно, медленно, нараспев, поглаживая по спине.
- Нельзя на ребенка кричать.
Что нужно знать, прежде, чем начать заниматься исправлением звукопроизношения?
При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук С. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук З, после этого переходят к мягким звукам СЬ и ЗЬ; последним в группе свистящих ставят звук Ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук Ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки Ж, Ч, Щ. В группе заднеязычных звуков (К, КЬ , Г, ГЬ, Х, ХЬ) основным является артикуляция звука К. Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.
Для коррекции некоторых звуков требуется уточнение произношения соответствующих гласных или согласных звуков.
Последовательность исправления звуков вы можете проследить по следующей схеме:
Над каким звуком
работаем |
Уточнение произношения
начальных звуков |
Последовательность
постановки звуков |
С | И, Э, Ф, Т | С – Сь – З – Зь – Ц |
Ц | И, Э, Ть, С | С – Ц |
Ш | О, У | Ш – Ж |
Ч | Ть | Ч – Щ |
Л | Ф, В | Л – Ль |
Р | Т , Д, З, Ж | Р – Рь |
Йотированные звуки
Е,Ё,Ю,Я |
И, Э, О, У, А, Хь | Е – Ё – Ю – Я |
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:
- Подготовительный,
- Постановка звука,
- Автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
- Этап дифференциации.
Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах рекомендуется развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.
Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.
Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото.
Есть специальное логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.
Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий.
Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.
При выполнении данных рекомендаций, не сомневаюсь, что Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
В работе над произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.