Роль семьи в воспитании ребенка с речевым нарушением неоценима.  Многие родители просто не знают, каким образом работать с

ребенком, именно работать, так как это великий каждодневный труд. Если ребенка  жестко побуждают к речевой коммуникации, он может

занять позицию, противоположную говорению (протестная реакция отказа от речи). И, наоборот, удовлетворение потребностей прежде, чем

желания ребенка будут выражены, также способствует потере мотивации к речи. Ибо употребление речи как таковой обесценивается,

ребенок постоянно чувствует, что ему лучше промолчать,чем заговорить. К ребенку должен быть грамотный подход и обязательная помощь

логопеда.

 

Всегда лучше предупредить задержку речевого развития: приемы стимуляции лепета.

– Создавайте моменты абсолютной тишины,  находитесь в поле зрения малыша, учите ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавляйте новые, близкие по звучанию звуки и слоги. Имитируйте лепет младенца.

– Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания

– Ма-ма-ма-ма, мамочка! Па-па-па-па, папочка! Ба-ба-ба-ба, бабушка! Му-му-му-му, мурочка! Ки-ки-ки-ки, кисонька!

 

Под ритмичную музыку обучайте манипулятивно-предметным действиям, например: постучать погремушкой, похлопать в ладоши.

Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Должно быть четкое соблюдение режима дня. Спокойная обстановка в семье.

 Для заикающихся детей:

  1. Ограничить эмоции ребенка как положительные

так и отрицательные.

  1. Исключить телевизор и компьютер.
  2. Прогулки, стихотворения.
  3. Режим дня, сон.
  4. Любое эмоциональное возбуждение приводит к судорогам.
  5. Рекомендуется с ребенком петь.
  6. Не перегружать в физическом смысле.
  7. Четко дозировать материал.
  8. Говорить спокойно, медленно, нараспев, поглаживая по спине.
  9. Нельзя на ребенка кричать.

 

 

Что нужно знать, прежде, чем начать заниматься исправлением звукопроизношения?

При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук С. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук З, после этого переходят к мягким звукам СЬ и ЗЬ; последним в группе свистящих ставят звук Ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук Ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки Ж, Ч, Щ. В группе заднеязычных звуков (К, КЬ , Г, ГЬ, Х, ХЬ) основным является артикуляция звука К. Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.

Для коррекции некоторых звуков требуется уточнение произношения соответствующих гласных или согласных звуков.

 

Последовательность исправления звуков вы можете проследить по следующей схеме:

Над каким  звуком

работаем

Уточнение произношения

начальных звуков

  Последовательность

постановки звуков 

 С  И, Э, Ф, Т  С – Сь – З – Зь – Ц
Ц И, Э, Ть, С С – Ц
 Ш  О, У  Ш – Ж
Ч Ть Ч – Щ
 Л Ф, В   Л – Ль
 Р  Т , Д, З, Ж  Р – Рь
 Йотированные звуки

Е,Ё,Ю,Я

 И, Э, О, У, А, Хь  Е – Ё – Ю – Я

 

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:

  1. Подготовительный,
  2. Постановка звука,
  3. Автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  4. Этап дифференциации.

 

Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах  рекомендуется развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.

Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.

Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото.

Есть специальное логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.

Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий.

Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.

При выполнении данных рекомендаций, не сомневаюсь, что Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

В работе над произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.