Цель: систематизировать знания детей по теме «Птицы».

Задачи: – закрепить и расширить  знания  детей о птицах, учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни птиц;

– воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнении заданий, интерес к природе

– развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить

Предшествующая работа: чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений о природе; беседа на тему «Птицы – наши друзья»; подкормка птиц и наблюдение за ними около кормушек и на площадках для подкормки птиц; дидактические игры: «Часть-целое», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Кормушка»; лепка на тему «Грачи-вестники весны»; рисование на темы «Птицы к кормушкам прилетели», «Перелетные птицы»; сочинение девизов, эмблем команд; рисование эмблем команд.

Оформление: рисунки детей с изображением птиц; выставка книг посвященных птицам.

Оборудование:

1.Карточки с изображением перелетных и зимующих птиц (грач, жаворонок, кукушка, скворец, лебедь, аист, журавль, цапля, ласточка, стриж, синица, клест, ворона, снегирь, сорока, галка, воробей, дятел, голубь).

  1. Ребусы.
  2. Разрезные картинки с изображением грача и ласточки.

4.Шапочки с изображением грача и ласточки.

Ход занятия:

– Сегодня у нас с Вами праздник, мы собрались, чтобы провести КВН «Знатоки птиц». Я знаю, что Вы любите птиц, много о них знаете. Вот сегодня вы и покажете чему научились. Сейчас мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами.

1 задание «Части-целое» – У вас на столах есть части картинок, их надо собрать в целые картинки, и тогда мы узнаем название команд. А какая команда первой соберет картинку, той и первая птичка-фишка.

– Наши команды будут называться «Грачи» и «Ласточки». Наденьте на голову шапочки с изображением ласточек и грачей.

– Сначала мы вспомним, как мы называем птиц, которые на зимний период отправляются в тёплые края, а весной прилетают обратно? (перелётные птицы)

– А как мы называем птиц, которые на зимний период остаются на родине? (зимующие птицы)

2 задание «Перелетные и зимующие птицы»

– Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы различаете зимующих и перелётных птиц. Команда «Грачи» выберет все картинки с изображением перелётных птиц, и прикрепит их на магнитную доску. А команда «Ласточки» прикрепит на другую доску птиц, которые остаются с нами зимовать.

3 задание вопросы «Всё о птицах»

Вопросы для команды «Грачи»:

  1. Перечислите зимующих птиц.  (сорока, ворона, синица, голубь, снегирь, клест, воробей и т.д.)
  2. Любимое лакомство снегирей? (ягоды рябины).
  3. Любимое лакомство у синичек зимой (сало).
  4. Какая птица является символом мира? (голубь).
  5. Какая птичка может выводить зимой птенцов (клест и кормит своих птенцов плодами хвойных деревьев).
  6. Какие птицы совсем не летают? (страусы, пингвины)
  7. С прилётом каких птиц начинается весна? (С прилетом грачей)
  8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

 

Вопросы для команды «Ласточки»:

 

  1. Перечислите перелетных птиц (грач, соловей, скворец, ласточка, журавль, аист т.д.)
  2. Какое любимое лакомство аистов? (Лягушки)
  3. Основное меню сов? (грызуны: мыши, полевки).
  4. Какая птица любит ползать по стволу деревьев (Поползень).
  5. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
  6. Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки) 7. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
  7. Самая маленькая птичка нашей Родины. (Королек)

Физкультминутка:

Вот под елочкой зеленой (встать)

Скачут весело вороны: (попрыгать)

Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)

Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)

И все вместе засыпают (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть).

3 задание «Ребусы». – Я раздам каждой команде ребусы. В них зашифрованы названия птиц. Вы должны их расшифровать.

 

с 3 ж (СТРИЖ)

 

Ц нарисована капля (ЦАПЛЯ)

 

ЛАС (ЛАСТОЧКА)

 

А , нарисован лист (АИСТ)

 

 

4 задание вопросы «Из жизни птиц»

  1. Чем покрыто тело птицы? (Перьями)
  2. Птичий домик. (Гнездо)
  3. У людей руки, у птиц – (Крылья)
  4. У людей ноги, у птиц – (Лапы)
  5. Лесной доктор. (Дятел)
  6. Дитя любых пернатых. (Птенец)
  7. Рот и нос птицы. (Клюв)
  8. За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)
  9. Каких птиц используют для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).
  10. Как называется птица, домик для которой делают люди и назван в честь нее. (скворец, скворечник).
  11. Какая птица живет у людей в часах? (кукушка).
  12. Как называется столовая для птиц? (кормушки).

5 задание « Из какой мы сказки?» – Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.
1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
2. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
3. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
4. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).  5.У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
6. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

  1. Какая птица снесла золотое яичко? (Курочка, сказка «Курочка -ряба»).
  2. Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок с яблоками» (ворона)

– Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться? (Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.)

– А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону.

– Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся работа по охране природы. Наша страна очень серьёзно относится к проблемам охраны птиц. На месте вырубленных и сожженных лесов сажают новые насаждения. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники. Давайте же стараться жить так, что бы Земля вокруг нас осталась щедрой и прекрасной.

– А какую помощь птицам можете оказать вы? (Ответы детей).

– Мы с вами зимой будем помогать зимующим птицам, подкармливать их на кормушках. А еще поможем перелетным птицам. Вечером, ваши папы повесят наш скворечник и мы будем ждать весной наших маленьких друзей.