Сценарий фольклорных посиделок.
- Цели:Воспитание у детей интереса и любви к русскойнациональной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
- Познавательная цель: – Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа. – Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.
- Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.
- Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Задачи
- Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.
- Знакомить детей с русскимфольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.
- Воспитывать уважение к культурам других народов.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
- Познавательная цель: – Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа. – Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.
- Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Ход:
Звучит песня «В горнице моей…
Ведущий
Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.
1 ведущий
Хозяйка
-Поудобнее садитесь,
Не спешите, соберитесь.
В теплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем.
Как в старинку, наши предки
Собирали посиделки,
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
Народ посмотреть и себя показать
Хороводы водить, нескладушки петь,
Веселые потешки -прибаутки сказывать,
2 ведущий
На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, –
Без общенья жизни нет.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)
Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?
Хоз. -А чем платить будете?
Реб. -А чего надобно?
Хоз. -Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,
Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.
-Вот так немножко!
-Да пошутила я. Зачем пожаловали?
-Чайку попить,хозяйку повеселить.
—Рассказать,послушать,пирогов покушать.
—Посмеяться,поплясать,себя показать.
Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Песней русской да народной я встречаю нынче вас.
(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)
Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)
(стук в двери)
Ведущий а к нам ещё гости пришли, заходите с чем вы к нам пожаловали.
- Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а – ха – ха-
В самом деле, чепуха!
2: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
3: На столе лежит арбуз,
На арбузе – муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
4: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
5: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
Ведущий
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
1Загадка первая!
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
2 загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).
- В брюхе – баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
- В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8 Всё пря сам на виду. (Сундук)
9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Загадки для взрослых и детей.
Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.
Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?
Ответ: «Левша» Лескова.
Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?
Ответ: Её делали мастера из Палеха.
Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?
Ответ: Гусь-Хрустальный.
Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?
Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д
(выходят девочки —)
две девочки читают частушки перед исполнением пляски:
Наташа
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Юля
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
1
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
2
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
4
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Ведущий
А сейчас вам загадаем загадку.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко …
Это русская …. (Матрёшка)
В 19 веке жил – был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.
СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»
Ведушая
А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.
Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й – прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.
Внимание! Приготовились! Начали!
(Звучит музыка. Начинается состязание)
Ведущий
Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица – душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Пословица – к слову молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.
- Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
- Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)
- Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
- Волк – лес. (Волков бояться – в лес не ходить.)
- Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)
- Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)
- Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)
- Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)
Ведущая
Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Выходят три девочки. Садятся за стол.
Мини-инсценировка. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1—Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.
2— Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.
3—Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.
1-Но для этого надо замуж выйти.
(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)
Царь. Будь моею ты невестой.
Ведущая.
И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»
Ведущая.
А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье».
Старшая группа.
Ведущая.
Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.»(младшая группа).
Ведущий.
В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе час
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух
.
Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!