Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря:

  • «Назови ласково»

Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Оборудование: мяч (гимнастический или массажный)

Ход игры: ведущий называет ребёнку слово и кидает в руки мяч, ребёнок изменяет слово и кидает мяч обратно. Можно использовать слова: «Мяч лови и мяч бросай – слова ласково называй»

Примеры слов: мяч (мячик), кукла (куколка), машина (машинка), пирамида (пирамидка), мишка (мишутка) и т.д.

Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.

  • «Один – много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных.

Ход игры: ведущий говорит слова: «Мы волшебники немного – был один, а стало много!», после чего называет по одному слову.

Примеры слов: помидор (помидоры), баклажан (баклажаны), перец (перцы), кабачок (кабачки), тыква (тыквы) и т.д.

Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.

  • «Чего не стало?»

Цель: научить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, способствовать развитию зрительной памяти.

Оборудование: картинки с изображение различных предметов или сами предметы/игрушки.

Ход игры: ведущий выставляет перед ребёнком картинки (предметы) и называет их. После просит ребёнка закрыть глаза, в это время убирает одну карточку (предмет). Ребёнок открывает глаза и называет, чего не стало.

Примеры слов: гусь (не стало гуся), петух (не стало петуха), курица (не стало курицы), утка (не стало утки) и т.д.

  • «У кого – кто?»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: Картинки с изображением зверей и детёнышей (лото).

Ход игры: Ведущий предлагает ребёнку подобрать каждому животному его детёнышей и назвать их.

Примеры слов: у белки (бельчата), у зайчихи (зайчата), у слонихи (слонята), у лисы (лисята), у волчихи (волчата), у тигрицы (тигрята), у львицы (львята), у медведицы (медвежата) и т.д.

Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний существительных. Игра предназначена для детей от 5 лет.

  • «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы.

Оборудование: мяч (гимнастический или массажный).

Ход игры: ведущий кидает ребёнку мяч, называет слово. Ребёнок подбирает к слову антоним и кидает мяч обратно ведущему.

Пример слов: высокий (низкий), далёкий (близкий), быстрый (медленный), громкий (тихий), широкий (узкий), толстый (тонкий), большой (маленький), новый (старый), белый (чёрный) и т.д.

Методические рекомендации: при первом проведении игры или при затруднении ребёнка в поиске антонимов необходимо использовать набор карточек (лото) «Противоположности». Игра предназначена для детей от 6 лет.

  • «Четвёртый лишний»

Цель: учить детей классифицировать понятия, выделяя лишнее слово. Способствовать развитию логического мышления.

Оборудование: набор карточек или предметов (игрушек) одной лексической темы (для детей от 4 лет).

Ход игры: ведущий показывает (называет) предметы, ребёнок должен назвать лишний предмет.

Примеры слов:

  • Кукла, вода, юла, мяч
  • Стол, кастрюля, диван, шкаф
  • Собака, кошка, чайка, корова
  • Машина, автобус, трамвай, колесо

Методические рекомендации: Для детей от 6 лет игра проводится без зрительной опоры с дополнительным заданием: «Объясни, почему лишний?».

  • «Назови, какой сок?» («Назови, какое варенье?»)

Цель: учить образовывать относительные прилагательные

Оборудование: для игры «Назови, какой сок?» карточки стаканчиков с изображением фруктов (можно использовать наклейки). Для игры «Назови, какое варенье?» карточки с изображением банки с фруктами.

Ход игры: ведущий показывает ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Назови, какой сок делают из яблок?» («Назови, какое варенье делают из вишни?»). Ребёнок отвечает.

Примеры слов: сок из яблок (яблочный), из груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишнёвый), лимонов (лимонный) и т.д. Варенье из абрикосов (абрикосовое), из вишни (вишнёвое), из малины (малиновое) и т.д.

Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний. Для поощрения за правильные ответы можно использовать фишки, вырезанные из старых открыток.

  • «Хвастунишка»

Цель: учить образовывать сравнительную степень прилагательных.

Оборудование: мяч (гимнастический или массажный)

Ход игры: ведущий предлагает ребёнку похвалить себя, побыть «хвастунишкой». Бросает мяч (катает мяч) и называет слово, ребёнок хвастается и бросает мяч (катает мяч) обратно.

Примеры слов: я красивый (а я ещё красивее), я высокий (а я ещё выше), я злой (а я ещё злее), я весёлый (а я ещё веселее) и т.д.

Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет.

  • «Сосчитай-ка!»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с числительными.

Оборудование: числовой ряд до 5, карточки с изображением различных предметов.

Ход игры: Ведущий предлагает с опорой на числовой ряд посчитать различные предметы до 5.

Примеры слов:

  • Одна комната, две комнаты …. пять комнат
  • Один дом, два дома, …., пять домов
  • Одно яблоко, два яблока, …., пять яблок и т.д.

Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 5 лет. Для детей от 6 лет можно использовать усложнение данной игры, добавляя прилагательное. Пример: одна большая комната, две большие комнаты,…, пять больших комнат. Обязательно обращайте внимание на правильность употребления окончаний.

  • «Подбери родственные слова»

Цель: учить детей подбирать однокоренные слова. Способствовать развитию языкового чутья.

Ход игры: ведущий предлагает ребёнку подобрать родственные, похожие слова к заданному слову.

Примеры слов:

  • Хлеб – хлебный, хлебушек, хлебница.
  • Снег – снеговик, Снегурочка, снегокат, снегопад.
  • Мороз – морозец, морозилка, морозный.

Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет. При затруднении, следует помогать наводящими вопросами или карточками с соответствующими словами.