Речевые игры.
- “Бывает – не бывает”.
Дети называют любое предложение.( Идет дождь. Солнце спряталось. Собака залезла на дерево). Дети хором отвечает – бывает это или не бывает.
2.”Загадалки”.
Водящий выходит в центр круга. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом. (Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Кто твой любимый “мультяшный” герой?) Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.
- “Перевертыши”.
Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя смысл. (Например. Береза распустила первые листочки. Белоствольная красавица обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.) - “Узнай меня”
Детям даются предметные картинки. Дети должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, для чего нужен, где живет, что ест и другие. Остальные дети угадывают, о чем или о ком шла речь, поправляют, дополняют сказанное. - “Сочиняйка”.
Придумать несколько применений пустой коробке, лопнувшему шарику, сломанной ручке, конверту от письма и другое. - “Хорошо и плохо”.
Группа делится на две команды. Воспитатель показывает детям предмет. Одна группа ищет у него достоинства (что хорошо), а другая – недостатки (что плохо). Кто больше придумает. Например, об иголке. 1 группа – иголкой шьют, она не ломается, ею можно сделать дырочку, вытащить занозу; 2 группа – она острая – можно уколоться, она маленькая – может потеряться, предмет опасный. - “Волшебная кисточка”.
Один из детей делает несколько взмахов “волшебной кисточкой”. Дети останавливают её словами “Раз, два, три, кисточка, замри!” После этого все разгадывают, что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы. - “Аукцион”.
Воспитатель предлагает детям предложение из 2 слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания воспитатель стучит деревянным молоточком по столу, произносит “Дополнение Вовы – раз! Дополнение Вовы – два! Дополнение Вовы – три! Предложение закончено . Если до третьего удара молоточка предложение распространяется, игра продолжается. - “Эстафета”.
Воспитатель называет какое-либо время года и передаёт палочку-эстафету одному из детей. Тот должен назвать один из признаков этого времени года и передать палочку следующему. Правильное название оценивается фишкой. Победитель тот, у кого наберется больше фишек. - “Магазин игрушек”.
На столе стоит полочка с игрушками. Воспитатель говорит “У нас открылся магазин. Сколько здесь игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы её купить, нужно выполнить правило: не называть её, а описать признак. По описанию продавец узнает игрушку и продаст её вам”. - “Венок сравнений”.
Играющие выбирают какое-либо слово. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основания для сравнения. Задача следующего игрока – привести убедительное сравнение; повторяться запрещается. Например: дождь, как водопад, как барабанщик, как колыбельная песня и другие.
Все эти игры помогут совершенствовать связную устную речь детей.