Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
- -систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге;
- -способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности;
- -содействовать развитию правильного поведения на дорогах;
- -поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности, имеющих разные особенности, способности и интересы;
- -использование проблемных ситуаций в процессе игры;
- -использовать усложняющие задания для развития детей;
- -воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.
Методы и приёмы:
- Словесный – рассказ, пояснения, одобрения, указания.
- Игровой – использованы сюжет, игра.
- Практический – показ, выполнение.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- физическое развитие.
Атрибуты к игре:
Письмо, билеты, сумка кондуктора, «деньги», руль, фуражка водителя, стулья для автобуса,
Предварительная работа:
- -циклы занятий из серии «Безопасность на дорогах»;
- -наблюдения за дорожным движением, работой светофора, транспортом;
- -рассматривание дорожных знаков;
- -загадывание загадок о транспорте;
- -дидактические игры «Угадай, какой это знак», «Запрещается-разрешается»;
- -придумывание рассказов и сказок по правилам дорожного движения.
Ход сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе».
Воспитатель: Ребята, кто это к нам стучится. Сейчас я пойду и посмотрю.
Воспитатель возвращается с конвертом.
Воспитатель: Это нам письмо прислал Дядя Степа. Вот что он пишет:
«Дорогие ребята, здравствуйте! Я вчера проезжал мимо вашего детского сада и видел, как вы играли на транспортной площадке. Очень надеюсь, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, и поэтому приглашаю вас к себе в гости, чтобы еще раз рассказать вам о них. С нетерпением вас жду. Ваш дядя Степа».
Воспитатель: Ну что, ребята, поедем в гости к Дяде Степе?
Дети: Да!
Воспитатель: А на чем же мы с вами к нему поедем? Отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это автобус. И поедем мы на нем в Дяде Степе. Давайте построим автобус из стульев.
Дети строят автобус.
Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (одни строят из стульев, а два ребёнка рисуют схемы автобуса).
Воспитатель: Давайте выберем водителя и кондуктора (дети выбирают водителя и кондуктора)
А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе?
Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет.
Дети берут «монетки» на билет.
Воспитатель: Автобус готов, деньги на билет у нас есть, тогда поехали, занимайте места в автобусе.
Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.
Кондуктор: Приготовьте, пожалуйста, деньги за проезд.
Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.
Воспитатель: А чтобы нам было весело ехать, давайте споем песенку.
Песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края», «Голубой вагон».
Автобус останавливается.
Кондуктор: Остановка «Цветочный город».
Входит Незнайка, садится на место (индивидуальное задание для ребёнка, способного к импровизации).
Кондуктор: Незнайка, нужно взять билет.
Незнайка: Какой билет? Ах, билет, сейчас возьму.
Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец
находит деньги и начинает считать. «Монеток» не хватает.
Незнайка: У меня не хватает на билет. А мне очень надо к дяде Степе, он научит меня правилам езды на велосипеде.
Кондуктор: Ну что ж, ответь на наши вопросы и можешь ехать.
Воспитатель: (задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)
-Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке?
-Кому нужно уступать место в транспорте?
-Можно ли разговаривать с водителем во время движения?
-Как нужно выходить из транспорта?
Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.
Водитель: У меня случилась беда, Я проколол колесо гвоздем, теперь нужно поменять его. Кто мне поможет?
(Задание усложняется: дети должны помочь продумать варианты, способы замены колеса, выслушиваем их предложения).
Дети помогают водителю поменять колесо с помощью игры.
Игра «Собери колесо»
(дети в командах составляют колесо из частей, выбирая подходящие по структуре).
Водитель: ну вот и все, можно ехать дальше.
Автобус останавливается.
Входит полицейский дорожно-патрульной службы (индивидуальное задание для ребёнка).
Обращается к водителю и пассажирам.
Полицейский: Сегодня на дорогах нашего города проходит акция «Знаете ли вы правила дорожного движения? » И вы будете ее участниками. Согласны?
Дети: Да!
Полицейский: Тогда начнем.
Полицейский задает детям задания по правилам дорожного движения.
- Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор)
Давайте выйдем из автобуса и поиграем в подвижную игру «Светофор»
(На красный свет дети стоят, на желтый – поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый – быстро двигаются.)
- А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?
- Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?
Полицейский: Ну вот, молодцы вы, ребята! Быстро справились с моими заданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!
Наконец дети прибывают на свою остановку, их встречает дядя Стёпа (роль исполняет ребёнок). Он очень рад гостям и хочет с ними повеселиться.
Воспитатель предлагает потанцевать, поиграть.
Девочки исполняют танец с зонтиками.
Подгруппа детей танцуют танец «Мой сладкий пупсик».
Воспитатель читает стихотворение:
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик – светофор, как дирижёр в оркестре,
Укажет он кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже –
На перекрёстках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю!
Воспитатель: а теперь пойдём на прогулку и поиграем в подвижные игры «Цветные автомобили», «Светофор», «Извилистая тропинка».