Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л»
(старшая группа)
Цель: Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.
Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
Упражнять в чтении слогов с буквами Р и Л, назывании слов с данными слогами.
Учить самостоятельно, составлять предложения, определять количество слов в нём.
Продолжать знакомить со схемой предложения.
Учить выделять из фона знакомые буквы Р и Л, закрашивать их.
Развивать внимание, фонематический слух.
Материал: ростовые куклы Буратино и Мальвина;
наборное полотно, буквы Р и Л;
«коврики» с цветными кружками (красные и голубые) ;
картинки на тему «Полезные продукты»,
карточки-схемы для определения места звука в слове;
цветные полоски для составления схемы предложения;
листы с заданием (коллаж из букв, карандаши синего цвета;
ноутбук (презентация «Слоги», картинки).
Ход занятия:
В: — Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться со звуками. Но у меня для вас сюрприз! Я пригласила к нам в гости ваших любимых сказочных героев: Буратино и Мальвину, но их почему-то нет. Пойду, поищу…
(Воспитатель выходит, затем возвращается – одев куклу Буратино.)
Б: — Здравствуйте, ребята! Чем вы здесь занимаетесь? Я очень хочу научиться читать. Мы с Мальвиной тоже учим буквы и звуки. У меня даже есть любимый звук. Угадайте, какой.
Буратино произносит чистоговорку:
Ра-ра-ра- настала зимняя пора.
Дети произносят чистоговорку громко и шёпотом, выделяют звук Р. Буратино показывает букву Р.
Б: — А у Мальвины другой любимый звук. Вот послушайте:
Ло-ло-ло- есть у белочки дупло.
Буратино показывает букву Л.
Б: — Ребята, что вы видите перед собой – буквы или звуки? Помогите мне разобраться, чем отличаются буквы и звуки.
Дети объясняют, что звуки мы слышим, а буквы пишем.
Б: — А ещё Мальвина говорила, что все звуки делятся на какие-то группы, а я забыл, какие они бывают… (гласные и согласные, твёрдые и мягкие)
Б: — Ребята, скажите, а что общего у звуков Р и Л? (они оба согласные, могут быть твёрдыми и мягкими, произносятся при помощи язычка) .
— А чем они отличаются? (язычок в разных позициях: при призношении звука Р — поднимается кверху и дрожит, а звука Л – крепко прижимается к верхним зубкам) .
Появляется кукла – Мальвина.
М: — Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Буратино! Что ты здесь делаешь?
Б: — Я с ребятами учу звуки и буквы Р и Л.
М: — А я знаю очень интересную игру с этими звуками. Ребята, вы хотите поиграть?
Дети садятся за столы. Проводится игра «Укрась коврик».
М: — Украшать коврик мы будем при помощи цветных кружочков, начиная с верхней строки слева направо. Я буду называть вам слова, а вы, если услышите в слове звук Р, положите на коврик красный кружок, а если звук Л – голубой кружок.
По окончании игры проверяется правильность выполнения задания.
М: — Что-то Буратино заскучал. Буратино, о чём ты задумался?
Б: — Я забыл, что получается, когда два звука соединяются вместе…
Включается ноутбук. Дети подходят к Буратино, читают слоги с буквами Р и Л, придумывают слова с ними, рассматривают картинки.
Б: — Я совсем устал! Наверное, пора отдохнуть…
Физминутка.
Буратино загадывает детям загадки:
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса. А зовут ее (лиса).
Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит, Сядет, и укусит (комар).
Дети отгадывают их и показывают отгадки при помощи жестов, мимики, движений, выполняют зарядку с Буратино:
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Ключик так и не нашёл…
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Б: — Что-то я проголодался! Сейчас бы чипсов поесть, Кока-колы попить…
М: — Буратино, разве ты не знаешь, что всё это очень вредно для здоровья?
Пойдём с нами, мы с ребятами расскажем тебе о продуктах, которые приносят пользу.
Дети с Мальвиной подходят к выставке картинок «Полезные продукты». Мальвина предлагает детям выбрать продукты, в названии которых есть звуки Р, Рь или Л, Ль при этом мальчики должны назвать продукты со звуком Р, а девочки – со звуком Л.
Дети находят и называют слова, Мальвина уточняет, где находится выделенный звук в слове – в начале, в середине или в конце.
Б: — Спасибо вам, ребята, я всё понял. Буду есть только полезные продукты.
А Мальвина, хоть и бывает вредной, но всё равно она самая красивая и умная девочка на свете. Сейчас мне очень хочется сделать ей комплимент! Помогите мне придумать предложения со словом «Мальвина», так, чтобы ей понравилось.
Дети называют предложения, определяют количество слов в них, Буратино на доске составляет схемы этих предложений, закрепляет понятия: заглавная буква в начале и точка в конце предложения.
М: — Спасибо, Буратино, и вам, ребята! Я очень люблю комплименты!
Ну, а тебе, Буратино, понравилось сегодня играть с ребятами? А с какими буквами ты сегодня познакомился?
Б: — Забыл…
М: — Ребята, напомните Буратино эти буквы. А чтобы он их больше не забывал, я предлагаю вам найти и раскрасить эти буквы на волшебных листочках и подарить Буратино.
Дети выполняют задание. Мальвина и Буратино благодарят ребят, прощаются и уходят.
Возвращается воспитатель.
В: — Ребята, я нигде не нашла Буратино и Мальвину. Они к вам сюда не заходил?
Чем вы с ним занимались? Какие задания, игры вам понравились?
Что было самым интересным? Самым трудным?