Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности

Задачи по образовательным областям:

«Познание»

– развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы

«Социализация»

– умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

«Безопасность»

– знакомство с правилами безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

– развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре

Предполагаемый результат – умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы, умение читать схемы, желание заниматься исследовательской деятельностью.

Предварительная работа – чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов), наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы)

Активизировать словарный запас – прозрачный

Организационный момент

Воспитатель:  Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем? Вы должны отгадать: Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды). Правильно.

На доске: три схемы (вода течет, разливается, не имеет формы) Что это? Вывод: вода льется, растекается, не имеет формы.

Воспитатель:  Посмотрите за окно, что вы видите? Ответы детей (идёт дождь).

Воспитатель выслушивает высказывания детей о воде, отвечает на их вопросы, дети заинтересовываются, что же всё-таки такое вода?

Беседа носит непринуждённый характер, дети не сидят на стульчиках, а могут свободно перемещаться, наблюдая за каплями дождя, лужами на улице.

Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию. Сегодня будем продолжать опыты с водой. Дети рассаживаются за столы, воспитатель просит напомнить правила безопасности при работе:

– аккуратно пользуйтесь ёмкостью для воды

– своевременно поддерживайте порядок на рабочем столе, подтирайте разлившуюся на стол воду

Воспитатель: Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.

Опыт 1.

Воспитатель: Перед вами ребята стоят два стаканчика. В одном стаканчике налита вода, а в другом молоко. Сравните их, что заметили?

Ответы детей.

Вывод: вода не имеет вкуса, бесцветная, не имеет запаха. Появляются три схемы. Читаем схемы.

Опыт 2.

Воспитатель: Перед вами стаканчик с водой и набор мелких предметов: пуговицы, камешки, металлические пробки. Ребята, что значит прозрачный? Найдите в группе прозрачный предмет.

Ответы детей.

Воспитатель: Докажите, что вода, стоящая перед вами в стакане, прозрачная. (Дети бросают в воду предметы, они видны.) Всегда ли вода в аквариуме прозрачная? Почему она становиться мутной? Прозрачна ли вода в луже, реке, нашем пруду? Ответы детей. Появляется схема. Читаем схему.

Воспитатель: Вспомните, что вчера на прогулке мы наблюдали? Дети отвечают: смотрели на свое отражение в луже.

Воспитатель: А где еще можно увидеть свое отражение? Давным-давно, в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой. Появляется схема: предметы отражаются в воде.

Дети в процессе опытов задают вопросы, а воспитатель здесь равноправный участник опытов, поощряет детское содержательное общение, включается во взаимную оценку. Дети свободно перемещаются по группе, наблюдая за опытами соседей.

Воспитатель подсаживается к любому ребёнку, если он нуждается в подсказке, либо хочет показать свои успехи.

Воспитатель предлагает детям оценить свою деятельность, а также другие работы. Этим усиливает интерес  ребёнка к работе сверстников.

Подведение итогов и дальнейшие исследования:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойствах воды. Что запомнилось больше всего? А что бы хотели узнать ещё о свойствах воды?

Каждый ребёнок работал по своей программе, кто-то закончил опыты, кто-то нет, есть возможность продолжить исследования в свободной деятельности или дома с родителями.

Воспитатель предлагает детям материал для дальнейшего исследования:

Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? А если окрасить воду разными красками?