Цели занятия:

  • Закрепить у детей представления о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени.

 

  • Закрепить нетрадиционную технику рисования «Граттаж».

 

 

 Программные задачи:

Образовательные:

– Формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы;

– Закрепить умение детей рисовать нетрадиционной техникой «Граттаж», владеть различными приемами графического изображения;

– Продолжать учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении осенней природы.

Развивающие:

-Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

-Развивать чувство композиции, творческое воображение, эстетический вкус, мелкую моторику рук;

-Расширение активного словаря.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к произведениям живописи;

– Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности;

– Приобщать к красоте природы;

– Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

– Сохранение здоровья воспитанников через гимнастику;

– Формирование положительного отношения к окружающим;

-​ Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Материал для занятия:

  • Ватман, в форме кленового листа, с готовой основой под граттаж;
  • Листы бумаги, в форме кленового листа, с готовой основой под граттаж (по количеству детей);
  • Заостренные палочки (по количеству детей);​
  • Салфетки;
  • Магнитная доска;
  • Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;
  • Детские столы и стулья по числу детей;
  • Костюм Осени, иллюстрации;
  • Корзина с фруктами-угощениями.

Использованные технологии занятия:

  • Сопровождение музыки: произведение П.И. Чайковского «Времена года»;
  • Элементы здоровьесберегающей технологии;
  • Нетрадиционная техника рисования «Граттаж».

 

Методические приемы: игровой; словесный; групповое обсуждение; вопросы детям; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

  • Наблюдения осенней природы. Чтение стихотворения А.С. Пушкина, И. Бунина про осень. Рассматривание иллюстраций об осени.
  • Разработка конспекта, обеспечение оборудования для проведения занятия.
  • Подготовка основы для рисования в технике «Граттаж».

 

Ход:

Осень:

Здравствуйте, гости дорогие,

Здравствуйте, ребята

В день осенний, в день чудесный

Рада вас увидеть я.

Я — Осень золотая,

Поклон вам мой, друзья!

 

-Вижу, что меня вы узнали.

А знаете ли вы моих братьев –осенних месяцев?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Осень:  В старину эти месяцы назывались по-другому.

Сентябрь – рябинник, потому что в это время появляется рябина.

Октябрь – листопадник, потому что опадают листья.

Ноябрь – зимник, становится холодно, как зимой.

(осень показывает картинки)

Осень: Давайте поиграем с вами в игру и я узнаю, что вы ещё знаете об осени.

Игра «Хорошо-плохо» Триз.

Осень. Дети, давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Чтобы день стал солнечным и ярким.

 

Дыхательная гимнастика:

Детям раздаются тучки с капельками. Давайте подуем на капельки (вдох носом – выдох ртом, вдох ртом – выдох ртом).

 

Осень: «Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года…»

Дети: Осень!

Осень: Но про осень писали не только поэты, но и художники. Однажды знаменитый русский художник  Исаак Ильич Левитан услышал стихотворение А.С. Пушкина:

(стихотворение прочтет нам Даша)

Унылая пора! Очей, очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье….

В багряц и золото одетые леса!

– И написал известную картину и назвал её: «Золотая осень». Давайте рассмотрим её.

– К какому жанру живописи относится эта картина? (пейзаж)

– А художник, который пишет картину о природе? (художник –пейзажист)

– Вы знаете, что осень бывает разной? (да)

– Какой она бывает?

(ранней, золотой, поздней)

 

– Почему же художник назвал осень золотой?

Дети: Потому что листья желтые, похожи на золото.

Осень: Да, действительно, в середине осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым. Теперь посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите эти краски.

Дети: Жёлтый, оранжевый, жёлто-зелёный, красный, коричневый.

Осень: Ребята, посмотрите внимательно на этот цвет. Он называется – охра, без него трудно себе представить палитру осенних красок. Как бы вы назвали этот цвет по-своему?

Дети: Светло-коричневый.

Осень: Скажите, каких красок больше на картине – ярких, светлых или темных?

Дети: Светлых и ярких.

Осень: Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?

– Что вы видите слева на высоком берегу?

– Что изображено справа?

– Что на переднем плане картины?

– Прямо ли течет река или меняет свое направление?

– Что растет около берега реки? Вы заметили у реки отдельно стоящую березу.     Какими словами можно ее описать? Одинока ли она? (Она не одинока: река и березка –хорошие друзья.)

– Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке?

– Различается ли цвет неба на переднем плане и на заднем плане? (Прозрачное, голубое, чистое, с розовыми облаками.)

– Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около них? (Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть все красоту, великолепной увядающей природы. Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)

 

– Ребята, какое чувство вызывает у вас эта картина – грустное или радостное? (Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно – ведь скоро наступят холода.)

Осень: Дети, давайте отгадаем загадку:

«Висят на ветке золотые монетки.

Что это?»

Дети: Это осенние листья. Листья постепенно опадают. Чуть подует ветер, и они медленно кружась, опускаются на землю.

Осень: Ребята, а давайте представим, что мы с вами превратились в маленькие разноцветные листочки!

 

Физкультминутка «Мы листики осенние»:

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Осень: я уже  раскрасила природу в разные цвета. И, даже, вашу группу украсила. А раздевалку не успела. И хочу, чтобы вы мне помогли. Вы готовы стать помощниками Золотой осени?

– Перед вами лежат волшебные зелёные листочки. Мне их на память оставило лето. А мы их превратим в красивые осенние листочки.

– Для этого нам не нужны будут краски, ни кисти, ни карандаши. Мы будем рисовать, а даже не рисовать, а процарапывать свои рисунки волшебными палочками, которые я принесла из леса.

– Посмотрите, как это получается у меня. (Палочку я держу как карандаш, острым концом вниз). Сначала я рисую листочек клёна. Потом начинаю с него счищать зелёный цвет.

 

-Какое чудо – из-под зелёной краски появляется разноцветный листочек. (Показ приема граттажа).

 

– Такая техника рисования называется Граттаж.

 

– Вам понравилось? (Да)

 

– А теперь и вы попробуйте нарисовать свои листочки. А мы посмотрим  какого цвета они станут.

(Работа детей под спокойную музыку, помощь воспитателя по необходимости).

 

(Дети вывешивают  свои работы на доске).

 

Осень: Молодцы, вас и правда можно назвать настоящими маленькими помощниками Осени. Как красиво вы раскрасили осенние листочки!

– Что вам понравилось больше всего на нашем занятии?

– Какие были трудности?

– Какие листочки вам понравились больше всего?

– Мне очень понравились все ваши работы.

 

Осень: Мне пора возвращаться домой в мой лес. А вам я вручаю дары Осени-фрукты.

 

– Давайте скажем до свидания нашим гостям!

– До свидания!