Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена
опытом по изготовлению тряпичных кукол.
Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт,
магниты, карточки с название методов, пооперационные карты и схемы.
Ход мастер – класса:
1. Оргмомент.
Ведущий: Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
На приветствие приглашаю гостей.
(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)
2.Теоретическая часть.
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Методические приемы обучения
дошкольников изготовлению тряпичных кукол».
Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе
связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление
тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует
выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких
движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме
того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать
внимание.
На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном
направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.
Как по – вашему, что такое кукла? (ответы)
По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая
человека в полный рост.
Изготавливать кукол я начинаю с детьми старшего дошкольного возраста.
Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и
вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда,
украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в
мини-музее «Куклы наших бабушек» . Дети с удовольствием придумывают сюжетноролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости
от общения друг с другом.
В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное
занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся
договариваться между собой, находить общие решения.
Взять куклу.
Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка
воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье,
удивление, восторг, злость)
Задание для педагогов «Придумайте настроение куклы». Например: «Я кукла
Маша, я так не люблю геркулесовую кашу».
Играя с народной куклой, мы с детьми представляем ее в разных игровых
ситуациях, например «оживляем куклу»
Для оживления куклы вместе с детьми придумываем и произносим волшебные
слова:
Раз, два, три —
Кукла, о-жи-ви!
Раз-два-три-четыре-пять —
Кукла, оживай опять!
Кукла, оживай скорей,
И повесели детей!
Задание для педагогов «Придумайте и покажите игровое упражнение по
«оживлению» куклы.
Сегодня я познакомлю вас с методическими приемами при изготовлении кукол.
Напомню, что методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и
работу детей, они используются в различных видах детской деятельности, что
соответствует Федеральным государственным требованиям.
В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие
методы, которые представлены на мольберте.
1.Задание для педагогов первая группа подбирает приемы к методам:
словесным и эвристическим, а вторая группа подбирает приемы к методам:
информационно-рецептивным и репродуктивным.
Как вы видите, методы и приемы достаточно разнообразны.
Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы,
уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка,
положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком
направления деятельности или способа выполнения задания).
Информационно-рецептивный (характеризуется взаимосвязью и
взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание,
напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные
инструкции по выполнению работы
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием,
совместное действие педагога с детьми
Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо
моменте работы на занятии): выполнение действий с детьми по пооперационным
картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
В рамках времени мастер – класса мы не можем рассмотреть все приемы.
Я предлагаю изготовить куклу, используя 2 методических приема, а именно:
выполнение действий с детьми, с проговариванием; выполнение действий по
пооперационным картам или схемам.
Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи
различных образовательных областей.
Рассмотрим первый прием выполнение действий с детьми, с проговариванием.
Я буду педагогом, а вы будете выполнять роль детей.
Демонстрация приема.
Сегодня мы сделаем куклу “Ангел”. Эта кукла оберегает и защищает человека от
любой опасности и приманивает удачу.
– Берем лоскут ткани, кладем его перед собой. Какой формы лоскут вы взяли?
– На квадратный лоскут посередине положите комочек ваты. Что вы сделали?
– Сложите лоскут ткани по диагонали. Какая фигура у вас получилась?
– Перевяжите ниткой по линии шеи и завяжите на узел? Отрежьте концы ниток.
Что получилось?
– Перевяжите ниткой по линии талии и завяжите узел, отрежьте концы ниток.
Что вы сделали?
– Обвяжите вокруг головы тесемку. Получится нимб.
У вас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?
Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? (развивает у детей
диалогическую речь в контексте выполнения определенной деятельности; формирует
умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи).
Для того, чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я
использую прием – выполнение действий по пооперационным картам или
схемам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками
изготовления куклы. По таким картам детям проще и интереснее работать, чем по
схемам. И схема, и пооперационная карта показывают четкую последовательность
выполнения действий. Однако, схема – плоское изображение, а карта предлагает
объёмный образец. Пооперационную карту можно развернуть и потрогать на ощупь
детали. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия
новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество
каналов поступления информации: зрение, осязание, слух (ребёнок слушает
комментарии педагога).
А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном,
через зрение.
А теперь я предлагаю практически закрепить прием «выполнение действий по
пооперационным картам или схемам»
Вы самостоятельно изготовите куклу «Пеленашка». Первая группа будет
опираться на схему, а вторая группа работать по пооперационной карте.
На выполнение задания дается 5 – 7 минут.
Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.
Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? Применение
данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы:
восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей
способности к самостоятельной творческой деятельности.
Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что
в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности
использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас
желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Рефлексия.
Подарить кукле косынку:
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Синий цвет – удалось, но материал часто используемый
Желтый цвет – скучно, не интересный материал.