В нашей жизни бывают дни, когда хочется делать приятное людям, поднимать им настроение, приносить радость, просто дарить подарки. А если подарок сделан своими руками, да на высоком профессиональном уровне, то это вызывает всеобщий восторг и уважение к мастеру, изготовившему сие чудо. Когда видишь в витринах магазинов, на выставках красивые платочки с вышитыми краями, или изящные вязаные кофточки, или загадочные глиняные игрушки и многое другое, то невольно поражаешься трудолюбию, изобретательности, таланту людей. А ведь всему этому можно научиться. Существует много секретов, выработанных в различных народных промыслах, искусством которых можно овладеть. И как здорово, научиться полезному занятию и своими руками творить шедевры, удивлять и радовать работой себя и других.

 

Характеристика проекта: по содержанию: интегрированный.

По уровню усвоения материала: текущий.

По формам организации: групповой, старшая группа

По срокам выполнения: краткосрочный, с 15.05 по 31.05.2017г.

Автор проекта: воспитатели: Даниленко Н.А., Таранова С.Ю.

Задачи: Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства  (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с произведениями народного искусства; Разучить простейшие элементы  росписи; Научить расписывать силуэты матрёшек; Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве. Учить культуре общения детей ; воспитывать положительные качества личности ребёнка; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.

Оборудование: изделия народного декоративно-прикладного искусства, фотографии, репродукции, методические пособия,  открытки.

Подготовка – выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, определение формы выражения итогов проектной деятельности.

  1. Дети совместно с воспитателем знакомятся сматериалом проекта и отвечают на вопросы.
  2. Совместно с воспитателем рассматривают наглядно – дидактический материал.
  3. Вовлечение родителей в творческую работу.

 

  1. Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках знаменитых мастеров С. Малютина, В. Звёздочкина, которые стали известны на весь мир и назывались матрёшками.
  2. Показывает книгу Шпикалова Т.Я. “Народное искусство на уроках декоративного рисования».
  3. Вызывает интерес к теме утренника.

Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы

Знакомство с планом действий:

  1. Аппликация:Изготавливаем куклу-матрёшку и наносим на неё роспись по мотивам народных орнаментов.
  2. Художественная литература: чтение потешек , стихов, загадок, пословиц, закличек о матрёшке
  3. На музыкальных занятиях дети учат частушки, знакомятся с народными песнями.

 

1.Подборка необходимой литературы

  1. Изготовляет памятки для осуществления проекта.
  2. Подготавливает материал для утренника.

Принятие решения – сбор и уточнение информации, выбор оптимального варианта праздника (утренника), уточнение плана деятельности. Работа с информацией, дополнительной литературой;Выполнение оформления  проекта (сбор материала к сценарию презентации).

Выполнение – выполнение проекта

  1. На занятиях по ручному труду: делаем куклу матрёшку.
  2. На занятиях по развитию речи и худ.литературы читаем произведения из раздела “Устное народное творчество”.
  3. На занятии по окружающему миру рассказ о народных промыслах.
  4. На музыке разучивают частушки.

 

 

 

 

 

 

 

ПОТЕШКИ, ПЕСТУШКИ, ПЕСЕНКИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ О МАТРЁШКАХ

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

 

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой

Будет третья во второй.

 

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую-

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

 

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

 

В ней живёт шестая.

А в шестой- седьмая,

А в седьмой- восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть “ побольше”, чем орех.

 

Вот, поставленные в ряд

Сёстры куколки стоят.

Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: – восемь.

 

Словно репка, она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз.

 

Та-ра-рушки,

Та-ра-рушки –

Это русские игрушки,

Очень славные,

Да забавные,

да нарядные,

ненаглядные…

 

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

 

 

 

ЧАСТУШКИ

 

Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вшестером поем частушки,

И танцуем в всемером.

 

Никогда мы не скучаем,

Семь у нас платочков есть,

Чашек семь у нас для чая,

И салфеток тоже семь.

 

И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной,

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

 

Наша русская матрешка,

Не стареет сотню лет,

В красоте в таланте русском,

Весь находится секрет.

 

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

 

Мы матрешечки, да мы кругляшечки,

Все мы лаковые, одинаковые,

Как плясать пойдем,

Только пыль столбом.

 

Мы матрешечки, да мы сестричечки,

Мы толстушечки, да невеличечки,

А как петь пойдем да плясать пойдем,

То за нами вслед только пыль столбом.

 

ПЕСЕНКА «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

 

Вы слышали, ребятки,

Про разные загадки,

Нас нужно без оглядки

Собрать и разобрать.

Какие мы простые,

Такие и смешные,

Но любит вся Россия

С матрёшками играть.

 

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек

Сидит моя душа.

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек, сидит моя душа.

Вторая пол-одежки

Запрятана в обложке,

И если понемножку

Их станем разбирать,

То снова всё и снова

Матрёшку видишь новой,

А где её основа,

Никак не угадать.

 

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек

Сидит моя душа.

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек

Сидит моя душа.

 

Вы слышали, ребятки,

Для вас мы не загадки,

Нас можно без оглядки

Собрать и разобрать.

Ну, что ж, повеселимся,

Затеи не боимся

И сразу согласимся

В матрёшек поиграть.

 

 

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек

Сидит моя душа.

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек

Сидит моя душа.

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек

Сидит моя душа.

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек

Сидит моя душа.

 

ПОТЕШКИ

Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матреша вышла в юбочке.

 

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

 

На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

– Выходи, Буренушка!

– Выхожу, матренушка!

 

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

 

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

 

Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку –

Вспомнили матрешку.

 

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

 

Шла по ягоду Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

“И куда ж такую сласть, Мне теперь, подружки, класть?”

ЗАГАДКИ О МАТРЁШКЕ

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко –

Наша русская … (матрёшка)

 

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

 

Как две радужки брови,

Губы-маки, пунцовый наряд,

И румянцем свежее моркови,

Глянцевые щёки горят

 

Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна.

Разбираю, собираю…

То их восемь то одна.

 

Есть ещё для вас игрушка, не лошадка, не Петрушка –

Красавица – девица, у неё сестрицы.

Каждая сестрица для маленькой темницы.

 

Знают все эту загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ

Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки.

Предполагается, что первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.

Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, – эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина “ Детское воспитание ” из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Сергиевская игрушка

Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.

Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.

Тематика Сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов.

Прочное место в сюжетах Сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевским каноном.

С начала 80-х годов прошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило внимание Московское губернское земство. В 1890 –х годах земство оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе и игрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек на серьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в 1891 году была открыта учебно – показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого.

Таким образом, к моменту появления разъемной точеной фигурки история Сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий.

 

Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.

Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В 1904 году мастерская – магазин “Детское воспитание” закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно – показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и , вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту Сергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию Сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. Сам по себе этот факт говорит не в пользу версии о японском происхождении матрешки.

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.

Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек – Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие…

100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов. Восстановить и перечислить все возможные образы, рождавшиеся в то время в домашних мастерских Сергиевого Посада, просто невозможно, как невозможно описать и проиллюстрировать все модификации товарных куколок и укладок, произведенных в так называемый “земский” период существования промысла.

Одним и тем же сюжетом могли быть расписаны цельные, неразъемные куклы и разъемные, полые внутри, укладки; в укладке могли находиться последовательно уменьшающиеся разъемные вкладыши или несколько одинаковых неразъемных фигур.

В нижнюю, более массивную часть таких кукол и укладок иногда вставлялась металлическая сердцевина, превращая их в “неваляшек”. Некоторые игрушки снабжались с внешней стороны дополнительными деталями, обточенными и вручную прикрепленными головными уборами, резными лотками со снедью и т.д.

Эти примеры говорят о неистощаемой фантазии Сергиевских кустарей и интенсивном поиске наиболее оптимальной формы образной токарной игрушки.

Постепенно утвердилась и форма матрешки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее “неваляшка”, которую изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

«Загорский» стиль росписи матрешки

В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров – матрешечников объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.

При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

В росписи обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

Созданная в 1913 году артель матрешечников после социалистической революции сохранилась и была переименована в артель имени Рабоче – Крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая, в том числе и матрешки. Точение и роспись матрешек в Загорске стали приобретать исключительно фабричный характер. Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие индивидуальному почерку расписчицы.

С 1940 годов разработкой образов для фабричного производства матрешек стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево – Посадских) художественно – производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования.

Второе рождение матрешки

Несмотря на то, что упрощенно – примитивные фабричные матрешки, наводнившие прилавки магазинов, надолго заслонили достаточно редкую авторскую, которая не тиражировалась и несла на себе неповторимый отпечаток индивидуальности ее автора, ведущие художники Сергиева Посада бережно сохраняли сложившиеся приемы росписи.

С середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы Главного художника Загорской фабрики игрушек №1 С.Л. Нечаева. В собрании Художественно – педагогического музея игрушки Сергиева Посада можно увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим для загорской (Сергиевской) матрешки сочетание цветов – синего, красного, желтого, зеленого.

В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала в этот же период И.А. Марачева. Ее матрешки с росписью по мотивам русских шалей в теплых бежево – коричневых тонах по выжженному контуру резко контрастируют с многоцветием работ С.Л. Нечаева. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра декоративно – прикладного искусства.

Конец 1980-х годов можно смело назвать периодом второго рождения матрешки в Сергиевом Посаде.

В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента Сергиевского игрушечного промысла прошедшего XIX столетия в живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад об этом и не помышляли.

В конце 1980-х годов наиболее известны были фабричные изделия с простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и в начале века, более высокого уровня художественного оформления и разнообразия мотивов. Хранящиеся в фондах Музея игрушки – старые Сергиевские образцы, были доступны далеко не каждому. Поэтому матрешки последних лет отмечены печатью непрестанных и порой мучительных поисков, иногда с налетом вкусовщины, слащавости. Однако наряду с этими чертами ощущаются и другие – полное раскрепощение мастера, освобождение от давления жесткого канона.

Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили боярышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством. Разумеется, не обходится и без курьезов. К таковым можно отнести матрешку с чужеродной росписью “под Хохлому” или “Гжель”, хотя это явление вполне объяснимо – некоторые авторы для воспроизведения декоративных элементов пользовались многочисленными альбомами, знакомящими с изделиями этих популярных промыслов, да и сами изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек, уходившие в основном за рубеж.

При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить, как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие Сергиевскому канону: обязательные шаль, передник ,сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики – разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе можно заметить обилие деталей, настолько дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства меры в росписи отдельных образов. Однако в целом ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого “ярмарочного духа” присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла.

С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербург, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно Сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу. В то же время работы художника – графика Т.В. Киселевой свидетельствуют о том, что возможности творческого самовыражения в росписи матрешки продолжают привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки работа Т.В. Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки, отмечена печатью высокого профессионализма, четким графическим рисунком, который, несмотря на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность и своеобразное стилистическое очарование. Интересны так же работы Сергиевских мастериц Л. Голубевой, Е. Паниной и других.

Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

«САРАФАН ДЛЯ МАТРЁШКИ»

Декоративная аппликация из природного материала

Ручной труд с элементами театрализации

Задачи:

  • расширить знания о деревянной игрушке – матрешке,
  • активизировать творческое воображение и фантазию,
  • развивать эстетику, красоту восприятия образа,  графические умения,
  • закрепить знания по составлению узора, связанные с приемами
  • формировать эстетическое восприятие народной игрушки, по средствам русского фольклора.

План занятия.

  1. Организационная часть.
  2. Вводная часть
  3. Объяснение задачи.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Выставка работ. Итог.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Краски, альбомы, карандаши?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

 

Звучит песня “ Коробейники”

(Девочка в русском костюме вносит короб)

Воспитатель: Вы, конечно, догадались, почему наше занятие началось с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров.

Итак, откроем короб? (за дверью шум).

Ой, ребята, тише, тише.

Что-то странное я слышу.

Кто-то к нам сюда бежит,

Кто-то к нам сюда спешит. (Влетает на метле Баба-Яга)

Баба – Яга:

Берегись, разойдись!

Везделет, остановись!

Я тут мимо пролетала,

Вас случайно увидала.

Дети: К нам пожаловала Бабка – Яга – костяная нога.

Баба – Яга:

Вот ты шустрый, у-ух хулиганы!

Где ты бабушку увидал?

Я моложе всех вас вместе

Мне к обеду будет 200.

Всех позвали, пригласили, а про меня, красавицу, забыли? Давно мы с вами не виделись, целый год. Как вы повзрослели и, наверное, поумнели. А это что у вас за короб? Я очень любопытная, но знаю, что без разрешения ничего нельзя брать. Этому я у вас в школе научилась. Так откроем короб? Ой-ой вы чего так кричите? Я что глухая, что ли? Та-а-ак, значит, откроем. (Заглядывает). Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка)

 

Правильно, там лежат матрешки.

Какая красивая матрешка. А тут еще одна. (Одну отдает воспитателю)

Воспитатель: Садись, Баба-Яга, гостей у нас сегодня много, и ты будешь желанной гостьей.

Дуйте в дудки, бейте в ложки

Гости к нам пришли и матрешки.

Гости желанные, Матрешечки румяные.

А раз пришли гости –

Хлебом – солью всех встречаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

А поговорим мы вот о чем:

Подарили мне матрешку,

Допустила я оплошку:

Разломила пополам – интересно, что же там?

Там еще одна матрешка, улыбается, дурешка,

Хоть и жаль ее ломать

Буду дальше разбирать.

 

– Что называют матрешкой?

– Из чего ее изготовляют? (Ответы детей)

Матрешкой называют точеную разъемную игрушку. Изготовляют ее из выдержанной березовой или липовой древесины.

– А вы знаете, как появилась матрешка?

 

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. А тут попала к ним в Абрамцево японская деревянная игрушка – японец (показываю). В Японии деревянную игрушку называли Фукурума.

Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом матрешку расписал художник Сергей Малютин. Вот и родилась она, 1 матрешка – россияночка (показываю). Это была девушка- крестьянка, в руках она держала петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. В основе этого имени латинское слово “матер” – мать. И сегодня матрешка остается символом материнства. Первая матрешка

– По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских, полховско – майданских.

Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В узоре встречаются крупные и мелкие цветы, ягоды вишни и малины. Загорские матрешки моложавые, волосы русые, лицо улыбчивое.

В Семенове, Нижегородской области, на родине хохломской росписи, матрешку расписывают иначе. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами. В правой руке – большой букет цветов. Лицом они взрослее, гладкие волосы разобраны на прямой ряд.

В селе Полховский-Майдан, Нижегородской области, матрешка украшается яркими цветами. Главный элемент – цветок шиповника – символ любви, материнства. Волосы уложены в замысловатые колечки. Это самые яркие матрешки, с капризными, чуть строгими лицами.

Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские матрешки.

Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. Благодаря популярности матрешки, ее изготовляют не только в Семенове. А 30 лет назад ее ПолховскомМайдане, но и в Твери, Калинине, в Вятке.

А сейчас поиграем в игру “ Угадай матрешку” .

(Показываю матрешку с грустным выражением лица)

Воспитатель: Посмотрите, какая грустная матрешка. Давайте ее развеселим, споем частушки.

Мы матрешки, мы подружки

Утром рано мы встаем.

Очень любим мы частушки,

Мы от них не устаем.

 

Если любите вы шутку,

То зажмурьтесь на минутку,

Сосчитайте до пяти,

Нас попробуйте найти.

 

Любовалися мы чудом,

Громко восхищались.

У матрешки красотой

Сраженные остались

Наша русская матрешка

Не стареет сотни лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет

 

Велика Россия наша

И затейлив в ней народ.

Создал русскую матрешку

На весь мир молва идет.

 

Мы частушек много знаем,

Исполнять их обещаем.

Только время подошло,

Может, свидимся еще.

 

(Матрешка не улыбнулась).

Воспитатель: Оказывается, ее надо украсить, чтобы она была яркая, нарядная, красивая. Тогда матрешка у вас на рисунках повеселеет.

Научить хочу я вас, как матрешку разукрасить. Вы умеете это делать, Так, что любо-дорого смотреть и глаз невозможно отвести? Если да, нам расскажи, если нет, то слушай и смотри.

Воспитатель: А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

(Самостоятельная работа учащихся)

Баба-Яга: Ох, и много я узнала о матрешке русской, но пора и меру знать, нужно в лес скорей бежать, моих деток обучать. Впредь меня не забывайте, чаще в гости приглашайте!

Воспитатель: Матрешка – символ доброты, дружбы и любви. Пожелание счастья и благополучия. Это любимая игрушка детей.

Выставка работ.

Ребёнок:

Ох вы, гости дорогие,

У нас матрешки расписные,

Мы украшали их, старались,

Подарить вам собирались, (дети дарят гостям подарки и поют песню)

 

Песня “Русские матрешки”.

 

В лавке на прилавке Матрешечки стоят

Удивляет, завлекает затейливый наряд:

Сарафаны расписные, щечки зорькою горят

Матрешечки как живые шлют улыбки всем подряд.

 

Люба, Надя, Груша,

Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина,

Наташа, Таня, Нина.

Впереди стоят большие,

Сзади – крошечки – русские Матрешечки!

 

(Матрешка улыбается)

Итог занятия. Что вам сегодня больше всего запомнилось? Спасибо всем.