Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко за­поминается то, что привлекает своей яркостью, необыч­ностью, что производит наибольшее впечатление, что ин­тересно . Память – это запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком своего опыта. В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели дея­тельности память делят на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизве­дение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зави­сят от воли и сознания. Произвольная память – это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку це­ли запомнить и вспомнить этот материал и связанная с ис­пользованием особых приемов и способов запоминания. В зависимости от особенностей материала, который за­поминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятель­ной и вкусовой.Словесно-логическая память – это память на отдельные слова, понятия, мысли.По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долго­временную. Кроме того, выделяют и оперативную память, ко­торая обслуживает непосредственно осуществляемую челове­ком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти. Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).Считается, что 5-й год жизни является в среднем нача­лом периода более или менее удовлетворительного запомина­ния, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь.К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование – у него развивается произвольная память. Именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важ­ную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возни­кающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить.У ребенка 5-7 лет можно и нужно развивать все виды па­мяти – образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент сле­дует делать на развитии произвольности процессов запоми­нания и воспроизведения, поскольку развитие этих процес­сов, как и произвольных форм психики вообще, является од­ной из самых важных предпосылок готовности детей к обуче­нию в школе.Как нужно повторять? К 5-6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обу­чение этому приему значительно расширяет воз­можности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (по­вторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь ше­веля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).Итак, как обучать приему «повторение»? Рас­смотрим этот процесс на примере игры «Запомни предметы». Суть игры простая: вы показываете ребенку на короткое время определенное количество знакомых ему предметов, он должен их запомнить, а потом воспроизвести.Первое, чему следует обучить малыша, – это называнию вслух предметов, которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих предметах и разобрался в них. Ведь сказать, как называется предмет можно только после того, как проведен хотя бы элементарный анализ по его распознава­нию. Кроме называния предмета вслух предложите малышу взять его в руки, потрогать, изучить его форму. Данный прием тоже способствует повыше­нию эффективности запоминания, так как исполь­зуется еще один канал поступления информации – ­тактильный. Объясните малышу, что лучше запо­минается то, что удается не только увидеть и услы­шать, но еще и пощупать. Второй этап – обучение простому повторению запоминаемой информации. В данном случае – по­вторное называние каждого предмета. Пусть ребе­нок назовет все предметы два-три раза, но не под­ряд один и тот же, а как бы по кругу: сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и т.д. (например, первое повторе­ние: «санки», «вилка», «портфель» … «помидор»; второе повторение: «санки», «вилка», «портфель» … «помидор»). Такое повторение хоть и улучшает за­поминание, но еще не является самым эффектив­ным. Овладение им важно для подготовки к следу­ющему этапу.Третий этап – обучение повторению с выде­лением различных особенностей запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разно­образными, попросите малыша каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание на какую­-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении – на ручку портфеля, при втором – на его замочек и т.д.). Наконец, четвертый, самый важный и самый сложный для ребенка этап – обучение самопровер­ке того, что удалось запомнить. После того как сде­лано повторение, предложите малышу проверить себя – насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, за­помнил хорошо (с целью закрепления такое вос­произведение (с закрытыми глазами) можно повто­рить еще раз). Если же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то предложите малышу еще раз посмотреть на пред­меты, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактичес­ки еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже избирательностью, так как по­вторяется прежде всего то, что хуже запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз. Каждый этап направлен фактически на обучение определенным приемам, поэтому пропускать ника­кой из них нельзя. Прием «называние вслух» предмета следует постепенно перевести из внешней, громкой речи во внутреннюю (называние про себя). Не стремитесь, однако, к тому, чтобы ребенок быстро проскочил этап «гpомкой речи» и перешел к действию в уме. Для успешного овладения этим при­емом крайне необходимы оба этапа. Переход к мысленному повторению имеет очень важное зна­чение, поскольку делает возможным дальнейшую интеллектуализацию процесса запоминания. Такой переход является фундаментом, на котором можно формировать более сложные, но и более эффектив­ные логические приемы запоминания. Следите за тем, чтобы ребенок не ограничивался только «простым повторением». У него может за­крепиться стереотип использования этого приема, и в последующем он будет ориентироваться только на него. А это – предвестник зубрежки, которая, как известно, отрицательно влияет на память, засо­ряя мозг ненужным, неосмысленным материалом.По мере овладения приемом «самопроверки» можно стремиться к сокращению количества про­стых повторений. Например, сразу после первого повторения проводить самопроверку и, в зависи­мости от ее результатов, осуществлять следующее повторение.Любопытная информация: ● Разные виды памяти развиваются у детей с разной быстротой. Так, у мальчиков следующая последовательность: вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным со­держанием, со слуховым содержанием, потом на звуки, на чис­ла и отвлеченные понятия и, наконец, последнее – память на пережитые эмоции. У девочек несколько иначе: сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием, потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвлеченные понятия и на последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.● Зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков.● Через какие промежутки времени следует делать повто­рения? Оптимальным считается повторение через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать по­вторения перед сном, за 15-20 минут до сна, а также утром на свежую голову.